Игры индейцев империи инков


Рубрика: Статьи

На рубеже новой эры на плоскогорьях Анд, издавна обжитых индейскими племенами, возникли земледельческие цивилизации Чавин, Паракас, Наска, Мочика и Тиауанако. А к 12 в. н. э. на берегах озера Титикака поселился народ, которым руководил верховный правитель — инка. Этот народ быстро распространил свое влияние на огромные территории, основал новую столицу Куско, а к 15 в. создал империю, крупнейшее государство того времени, в которое входили территории современных Эквадора, Перу, Боливии, Чили, Аргентины, а также часть Колумбии. Столица империи инков Куско, чье название в переводе с языка кечуа означает «Пуп земли», сохранила в своих недрах огромное количество археологических памятников той эпохи. В 1572 г. государство инков прекратило свое существование, оставив в наследство коренным народам Южной Америки поистине необъятное культурное наследие — и это несмотря на то, что настоящей письменности инки не имели и подозрительно относились к рисункам с изображениями людей и животных.

Об играх инков было известно совсем немного — большей частью со слов испанских завоевателей, заставших самую позднюю эпоху великой державы. Разумеется, в ходу у завоевателей и повелителей многих народов были всевозможные ритуальные и военные игры и состязания. Однако история не сохранила прямых описаний азартных, стратегических и других игр в этом регионе. Только в середине 20 в. исследователи обратили внимание на необычные ритуально-азартные игры, в которые играли жители отдаленных деревень в Эквадоре и Перу. Они напоминали игру в кости, в которой использовались шестигранные или пирамидальные деревянные фигурки, а собирались индейцы, чтобы сыграть в эту игру только в одном случае — если умирал один из сородичей и нужно было решить вопрос о том, как разделить имущество умершего. Судя по многим признакам, эта игра была унаследована ими от инкской эпохи.
Язык кечуа, который был государственным в империи инков, сохранил немало понятий, связанных с играми. Так, исследование словаря кечуа показало, что в 15—16 вв. у инков существовали около 12 видов игр в кости, игры-гонки и настольные игры в охоту и войну, то есть стратегии.

Эти названия носили главные виды игры в кости. Сами кости — «пичкана» — представляли собой усеченные четырехгранные деревянные пирамидки, которые запускались как волчок. Стороны помечались точками от одной до четырех, нижнее основание приносило игроку 20 очков, верхнее — пять. Именно такие кости были обнаружены археологами при раскопках и в современных индейских деревнях. Использовали из не только для ритуально-азартных игр, но и для игры в «гонки»
В игре вайру использовалась двухцветная фасоль — ее метали из сосуда на плоскую поверхность, а число очков определялось в зависимости от того, какой стороной вверх лягут фасолины. Фактически, это ничем не отличалось от метания жребия, распространенного и в Древнем Риме, и у германских народов, и у славян.

Большинство инкских настольных игр были играми «гоночного» типа, в которых при определении числа очков для хода использовались «пичкана». Испанские хронисты упоминают 6 различных игр такого типа, в том числе таканако, чункану и ункунью. Таканако, например, была сложной военной игрой на игровой доске с фишками — разноцветными фасолинами. Чункана была игрой на пяти клетках или на игровой доске с пятью лунками на плоском камне. Разноцветные фасолины передвигались из квадрата в квадрат или из лунки в лунку в соответствии с числом очков при броске «пичканы». Квадраты и лунки имели «цену» — от 10 до 50, а выигрыш определялся числом набранных очков. Ункунья походила на нарды, а доску для нее археологи часто принимали за счетное устройство — абак.
До нас дошли сведения о стратегических играх инков — таких, как комина, которую испанцы называли «пума и овцы». Это игра-охота, в которой задача игрока состоит в «отлове» максимального количества фишек-«овец». Стратегическая игра таптана, в которую, по данным историков, играл последний правитель инков Атауальпа незадолго до смерти, походила на арабскую игру алькерк — подобие простейших шахмат. Исследователи обнаружили доску для такой игры, вычерченную на древней стене в одном из селений близ Куско.

Игры жителей Анд можно по праву назвать «фасолевыми». Цветная и черно-белая фасоль употреблялась в азартных, настольных и ритуальных играх. Одна из таких игр, увлекавшая и взрослых, и детей, называлась аваркуден. Вместо игральных костей брались 8 наполовину черных фасолин. Фасоль метали из особого сосуда с кольцом на циновку, сопровождая игру заклинаниями, которые должны были принести удачу. У каждого игрока имелось 20 палочек для ведения счета. Очки начислялись в зависимости от комбинации фасолин, выпавших черной или белой стороной. Так, 4 белых и 4 черных давали одно очко, все белые или все черные приносили игроку два очка. Игра велась до тех пор, пока число очков у одного из игроков не становилось равным числу счетных палочек.





Добавить комментарий