Уникальные концерты с участием инструментов эпохи неолита состоятся в Париже

Спустя тысячи лет, 20 доисторических каменных литофонов вновь зазвучат в концертах, которые пройдут в Музее естественной истории в Париже. Эти инструменты покинули хранилище музея, чтобы воспроизвести на публике музыку наших предков. Всего пройдет 3 концерта, после чего эти бесценные реликвии навсегда вернутся в музейные кулуары.

«Это будет их последним совместным представлением, — говорит сотрудник музея Эрик Гонтье. — По этическим соображениям такой концерт больше не повторится во избежание износа этих инструментов».

Уникальная симфония под названием Палеомузыка (Paleomusique) была написана французским композитором Филиппом Фенелоном, задачей которого было передать звучание анцестральных инструментов. Играть на них будут 4 ксилофониста из Национального оркестра Франции.

Главная идея этого концерта — показать музыкальную сторону жизни наших предков, которая часто находится в тени их наскальной живописи или умении создавать орудия из камня. Более того, по мнению Эрика Гонтье, между музыкой и изображениями в доисторических гротах могла быть тесная связь. «Эти пещеры были первыми театрами, созданными на земле», — утверждает ученый.

Музыкальные инструменты из камня находятся в коллекции музея с начала XX века. Все они датируются 2500 и 8000 гг. до н. э., или эпохой каменного века (неолита), известной своим гончарным ремеслом, производством каменных орудий, подъемом сельского хозяйства и одомашниванием животных.

В течение многих десятилетий продолговатая форма этих инструментов заставляла экспертов думать, что речь идет ступках или зернодробилках. Однако все изменилось 10 лет назад благодаря счастливой случайности. В 1994 году Эрик Гонтье, бывший ювелир и гравер, открыл их истинную музыкальную природу, невзначай коснувшись одного из инструментов молотком. Вместо глухого звука он услышал звучание музыки и решил подойти к изучению этой темы более досконально.

«Я подумал о фортепиано своей бабушки и о небольших внутренних подпорках, которые заставляют звучать его струны. В мусорном контейнере музея я нашел упаковочный пенопласт и сделал из него 2 опоры, которые поместил под одним из камней-литофонов и ударил по нему… Прозвучал звонкий, как у колокольчика, звук. В этот момент мое сердце билось как сумасшедшее. Я знал, что сделал очень важное открытие».

Эрик Гонтье назвал свой первый литофон «Страдивариус», по аналогии со скрипками знаменитого маэстро, на создание каждой из которых у него уходило минимум 2 года. Спустя 5 лет, каменный «Страдивариус» и десятки его аналогов из коллекции музея были официально признаны литофонами — хорошо известной, хотя и малоизученной категорией музыкальных инструментов. Название литофона происходит от греческих слов lito (камень) и fono (звук). На сегодняшний день это самые древние музыкальные инструменты, когда-либо найденные на земле.

Эрик Гонтье признался, что ему пришлось выдержать долгую битву, чтобы убедить других экспертов в том, что эти каменные брусы могут быть использованы в предстоящих концертах. Разумеется, со всеми мерами предосторожности.

В большинстве своем музейные литофоны происходят из Сахары. Многие их них были привезены в Европу французскими войсками, дислоцированными с 1900 года в колонии Алжира и Судана.

По словам Гонтье, все инструменты, сделанные из различных типов песчаника или сланца, имеют общие характеристики. Чтобы звучать, каждый из них должен находиться в одном и том же положении, которое определяет его центр тяжести, и имеет 2 «плоских» звука, которые можно найти, ударяя под углом 90 градусов вдоль его окружности.

Важно отметить, что эти инструменты имеют довольно короткую и узкую форму, что позволяет легко переносить их в одной руке (эти литофоны можно назвать первым в мире образцом портативной звуковой системы). По словам Готье, они были первыми МР3 человека.

Чтобы играть на таких инструментах, древние музыканты обеспечивали им опору из кожи, растительных волокон или укладывали на собственных скрещенных ногах. Молоточки для игры, возможно, имели наконечники из дерева или кости, хотя ни один из литофонов не был найден вместе с палочками.

Ученые считают, что музыка не была единственным предназначением этих инструментов. «Они могли быть использованы и для предупреждения об опасности или для зазывания людей на обед, — смеется Эрик Гонтье. — Звук литофонов можно было услышать на расстоянии километров, в пустыне или в лесу. Как бы то ни было, очевидно одно: они были созданы, чтобы звучать!»





Добавить комментарий