Рождение российского подводного флота


Рубрика: Статьи

В марте отмечается рождение российского подводного флота. История создания флота начинается с русско-японской войны, конечно, и до этого были смелые попытки создания субмарин, но как боевое подразделение оформился флот только с этой войны.
Первые свои сражения подводный флот проиграл, даже не сходя со стапелей верфи, где был заложен. Эту битву выиграли немецкие и американские фирмы у руководства Морского министерства России. Желание освоить выделяемые деньги и выслужиться приводило к тому, что лодки закупались по отчётам атташе и морских агентов при посольствах. Конечно, подводные лодки были новым видом оружия, и быть экспертом и грамотно оценивать предлагаемые образцы, мало кто мог, но где здравый смысл. Один пример: подводная лодка Саймона Лейка – время погружения 14 минут, стоимость 1.500 т. $. Лейк строил свои лодки в Бриджпорте США с 1902 года, и ни одна из них не поступила на вооружение флота Америки из-за своих технических характеристик, а благодаря морскому агенту в США капитану 2 ранга Бутакову А.Г., Россия закупила 5 таких лодок.
Во время русско-японской войны было построено около тридцати лодок, которые не смогли не только участвовать в боевых действиях, но и представляли опасность для самого экипажа. Подводная лодка «Форель» построенная фирмой Круппа в 1904 году, находилась в состоянии «боевой готовности» всю войну, после войны использовалась в учебных целях и затонула при буксировке.
С 1904 по 1921 российский военный флот не потопил ни одного самого утлого судёнышка. Бездарное командование, с настойчивостью достойной лучшего применения, закупало и строило по лицензии субмарины, которые по своим тактико-техническим характеристикам становились братскими могилами для русских моряков. В 1904 году у причала Балтийского завода при испытательном погружении затонула подводная лодка, из 37 человека экипажа утонуло 24.
В 1918 году четыре оставленные в Ревеле (Риге) субмарины попали в руки германских войск, построенные по лицензии американской фирмы Джона Холланда за 500 т. р., они не сделали ни одного боевого выхода, и были сданы немцами на лом.
Первая страница создания российского флота — это преступно-бездарное руководство командования и героизм первых подводников, которые имели мужество уходить под воду на не пригодных субмаринах, именно их кровью написана эта страница. Вечная память.





Добавить комментарий