Знаменитое римское кораблекрушение приоткрывает свои тайны

Морским археологам удалось обнаружить новые сведения о древне-римском кораблекрушении, известном своими удивительными астрономическими часами. Исследователи утверждают, что длина корабля оказалась вдвое больше, чем это считалось ранее, а на его борту находилось множество кальцинированных объектов, которые могут пролить свет на историю Древнего Рима.

В американском институте археологии в Сиэтле морской археолог Брендан Фоли из центра океанографии Вудс-Хоул (штат Массачусетс) представил новый отчет о знаменитом корабле, потерпевшем крушение у греческого острова Antikythera. Это стало первым упоминанием о судне с 1976 года. Древнеримский галеон затонул у побережья Греции около 67 г. до н.э. На его борту находилось большое количество скульптур и знаменитые астрономические часы.

“Размеры корабля были огромны по тем временам”, — утверждает Брендан Фоли. “Сто лет назад у водолазов не было возможности проводить такого рода исследования, и мы были очень удивлены, когда поняли, насколько он огромен”.

Созданная в октябре 2012 года небольшая группа водолазов обследовала остров и место кораблекрушения у крутого подводного склона Средиземного моря, на глубине от 150 до 230 футов. Исследования показали, что длина корабля превышала 160 метров — вдвое больше, чем ожидалось. Когда впервые греческий флот и водолазы обнаружили судно в 1901 году, его корма сидела слишком глубоко в морском дне, и у аквалангистов не было возможности ее исследовать.

Корабль знаменит своими бронзовыми астрономическими часами под названием “механизм Antikythera”, широко известными как наиболее сложное устройство древности, а также десятками античных скульптур из мрамора и бронзы. В механизме использованы 37 зубчатых колес — технология, которая вновь обрела популярность 1000 лет спустя. Часы включают в себя лунный календарь с предсказанием движения планет, что было важно для создания гороскопов и планирования праздников в суеверном античном мире.

“Найденный свинцовый якорь в походном положении показывает, что корабль затонул неожиданно. Скорее всего, во время бури он разбился о подводные скалы”, — утверждает морской археолог Теотокис Тео.

Ученые давно спорят, вез ли корабль разграбленные римлянами греческие сокровища обратно в Грецию? Все может быть, поскольку в ту эпоху Римская империя захватила бразды правления на всем Средиземноморье. Хотя некоторые археологи считают, что эти предметы роскоши предназначались для только что построенных вилл римской элиты.

Последние поисковые работы на месте кораблекрушения в 1976 году возглавлял подводный исследователь Жак Ив Кусто, чей документальный фильм рассказывает о неимоверных усилиях, с которыми он и его команда добывали затонувшие реликвии. Среди находок особенно выделяется судовая кухня, которую им удалось извлечь из внутренней части корабля. Созданная в октябре команда дайверов посмотрела документальный фильм Жака Ива Кусто, чтобы лучше ориентироваться на месте кораблекрушения. “В те годы у водолазов не было современных дайвинг-технологий, которые сегодня позволяют нам проводить тщательные и глубокие исследования”, — говорит Теотокис Тео.

Наряду с амфорами, фрагментами глиняной посуды и черепицей, на борту корабля находились десятки кальцинированных предметов, похожих на уплотненные валуны, которые изготавливались из закаленного песка. Форма этих валунов напоминает “механизм Antikythera” до его реставрации. В 2006 году рентген астрономических часов показал, что в них содержится, по крайней мере, 30 шестерней, вырезанных вручную и когда-то воспроизводивших астральные циклы, необходимые для создания гороскопов и регламентирования времени в Олимпийских играх античной эпохи. “Похоже, что это самое сложное механическое устройство древности и средневековья, сделано из бронзовых гвоздей, но мы не узнаем об этом, пока не проведем тщательное томографическое расследование”, — говорит Брендан Фоли.

Исследование подводных древностей будет продолжаться в течение ближайших двух лет. Внутренние стены глиняных амфор будут проверены на ДНК-следы регулярно перевозимых жидкостей, например, таких, как вино, которые когда-то транспортировались на судне. Реставрация любого груза, оставшегося после кораблекрушения, представляет собой технически сложную, но не невозможную задачу для морских археологов. “Сегодня на корабле все еще находится большое количество артефактов, но мы должны быть очень осторожны в наших будущих действиях. Этот корабль был не совсем обычным”, — утверждает Брендан Фоли.





Добавить комментарий