Путешествие в прошлое: египетские мумии


Рубрика: Статьи

«Человек, не знающий историю своих предков, своей культуры и своего происхождения, подобен дереву без корней», — говорил Цицерон. Тысячи и тысячи лет отделяют нас от первых шагов человека разумного на земле и первых цивилизаций, определивших ход истории, но с каждым днем мы понимаем, как многого мы еще не знаем… Сегодня, великая египетская культура продолжает удивлять нас новыми открытиями и раскрывает свои самые большие секреты, бережно сохраненные в реликвиях и оставленном ею огромном наследии.
Захи Хавасс, генеральный секретарь Высшего совета по древностям Египта, недавно сообщил о некоторых результатах исследований останков предполагаемой семьи Тутанхамона. Его заявления были сделаны на открытии лаборатории анализа ДНК при медицинском факультете университета Каср эль Эини в Каире, в задачу которой входит расшифровка генетического кода древних египетских мумий. Впервые техника молекулярной биологии была использована при исследовании мумии царицы Хатшепсут, идентифицированной в 2007 году. Если ученым лаборатории удастся расшифровать то, что ревностно хранилось в гробницах в течение многих тысяч лет, это станет самой потрясающей новостью 21-го века.
Попытка найти и подтвердить информацию о наших предках, опираясь на изучение молекул, по-настоящему завораживает и особенно, если речь идет о получении новых сведений не только о жизни, семейных и социальных отношениях людей, живших на земле более 3000 лет назад, но и о болезнях, существующих и сегодня, в познании которых и по сей день существует очень много пробелов. Таким образом, египетские мумии являются ценнейшим источником информации о прошлом, гидом в настоящем и руководством в будущем человечества. Вот почему мы предлагаем максимально приблизиться к месту зарождения этой самой загадочной в мире «базы данных»!

Почему мумии?

При одном лишь упоминании слова «мумия» на ум приходит образ высохшего тела, покрытого бинтами и ​​окруженного мистикой и загадками. Именно поэтому они всегда были главными действующими лицами бесчисленных мифов, легенд и фильмов ужасов и ​​фантастики.

Их связь со смертью и загадочная ткань, в которую они завернуты, всегда порождали самые различные истории и являлись для людей настоящей головоломкой. В процессе мумификации участвуют естественные биохимические, геофизические и климатологические процессы, которые происходят с телом человека после его смерти. Мумифицированные останки людей и животных были найдены на различных континентах, поэтому мумии являются достоянием как Старого, так и Нового Света, хотя в каждом конкретном случае с учетом особенностей окружающей среды и мест захоронения.
Слово “мумия” происходит от персидского слова “mum”, что означает воск или битум. Поэтому персы называли «мумией» любой обмазанный или битуминозный предмет. Таким же образом арабы употребляли похожее слово «mummiya». Так, знаменитый арабский врач Ибн-эль-Бейтар называл «мумией», или «mummiya», так называемый битум Иудеи — вещество, присутствующее в некоторых реках, благодаря которому сначала египтяне, а позже и греки, сохраняли тела своих усопших. Говорят, что это вещество пришло из Озера Асфальтита, как в древности называли Мертвое море. Битум Иудеи, также известный как асфальт, представляет собой смолу, характерную для тех мест, в которых существуют источники нефти. Чистый асфальт встречается крайне редко, однако в Мертвом море он существует именно в таком виде, представляя собой компактную и жирную черно-коричневую массу. Нагреваясь, она размягчается и имеет запах дегтя. Существование битума Иудеи в этом регионе позволило египтянам тысячи лет назад использовать его для коммерческих целей, а также для покрытия тел своих умерших. На языке древнего Египта “мертвец” или “забальзамированное тело” называлось словом «sah». Это означает, что у египтян слово «мумия» не связывалось напрямую со смертью.

Мумификация в Египте

Считается, что на самых ранних этапах египтяне не бальзамировали своих умерших. В прединастические времена они хоронили людей голыми в неглубоких могилах, вырытых в песках пустыни, вдали от плодородной земли, в позе эмбриона, с головой, ориентированной на юго-запад.

Пустынный климат и теплый песок иссушали тела захороненных, впитывая в себя все жидкости их организма, и защищали от разложения. Затем ветер и действия хищников, роющих пески в поисках пищи, оставляли тела на поверхности земли, что заставляло людей верить в жизнь после смерти. Именно поэтому египтяне стали приносить на места захоронений еду и домашнюю утварь, которая могла быть использована умершими в их «другой жизни», и увеличили глубину и ширину могил. Однако такие широкие гробницы способствовали увеличению контакта мертвого тела с воздухом и микробами, что, в конце концов, приводило к его разложению. Огромные отличия во внешнем виде высушенных тел, отлично сохранявшихся при начальном методе захоронений, и гниении покойников в больших гробницах привели египтян к искусственному сохранению умерших путем их мумифицирования. Вот почему считается, что искусство мумификации не возникло в один день. Оно является частью длительного процесса, создавшего основу для достижения самых передовых методов сохранения усопших. Египтологи утверждают, что наиболее совершенная техника мумификации была достигнута с использованием соды (натрита) как натурального обезвоживающего средства. Натрит представляет собой смесь солей натрия (карбоната натрия, бикарбоната натрия, сульфата натрия и хлорида натрия), существовавших в натуральном виде в Древнем Египте, в областях Вади Натрум и Эль-Каб, хотя до нас дошли египетские тексты, которые определяют его лишь как карбонат натрия. В них говорится, что это слово означает «божественный» и «чистый», поэтому в течение многих лет египтяне называли соду «божественной солью». Благодаря ее способностям к обезвоживанию и консервации, соду использовали в религиозных обрядах и, в основном, в процессах бальзамирования, а также в производстве керамики, приготовлении смесей с ладаном, для уборки жилья и в гигиенических целях.

Считается, что благодаря финикийцам, слово «натрит» перешло в греческий язык как «нитро», а в латинский — как «натрум». В арабском языке оно звучит так же — «натрит», и под тем же названием перешло и в испанский язык.

Термин Natrium дал название химическому элементу и его символу — Na. В процессе искусственной мумификации египтяне использовали и другие смолы и масла для ароматизации и обезвоживания тел, а также для содовых ванн, в которые усопшие погружались в течение 60 или 70 дней.
Древние египтяне утверждали, что каждый человек состоит из трех тел: физического, духовного — Ка и личностного — Ба. После смерти эти три части разделялись, однако Ка и Ба продолжали зависеть от тела усопшего. По окончании процесса мумификации Ка и Ба узнавали себя в мумии умершего и вновь соединялись. В этот же момент провозглашался Ах, или вердикт вечной жизни. Однако, если Ка и Ба находили тело в плохом состоянии, они не могли объединиться, и умерший не переходил в другую, вечную, жизнь. Вот почему сохранение тел имело огромное значение для древних египтян, использовавших различные методы мумификации. Их главные отличия находились в составе используемых масел и мазей, а также в цветах, листьях и соломе, которыми набивали опустошенные тела, и в бинтах, пропитанных различными смолами. Во времена первых династий фараонов тела умерших заворачивали в льняную ткань и помещали в саркофаги из камня или дерева. Существуют документы, которые свидетельствуют о начале мумификации в IV-й династии фараонов, в то время как удаление внутренностей умерших началось в эпоху Среднего царства (2040 — 1783 г. до н. э.).
Первые попытки бальзамирования тел проводились с египетскими монархами: фараонами, царицами, принцами и принцессами, а также высокими должностными чинами. Но со временем эта религиозная практика распространилась и на другие, включая самые бедные, слои общества и служителей культа.

Источники информации

Документы, взгляды различных историков и многочисленные исследования стали источником получения информации, связанной с процессами мумификации в Древнем Египте. Два папируса, первый под номером 5158, находящийся в Лувре во Франции, и второй под номером 3, расположенный в музее Каира, являются главными документами, повествующими во всех подробностях о ритуалах бальзамирования в Древнем Египте.

Из них стало известно, что материалы, задействованные для мумификации одного тела, никогда не использовались для другого и захоранивались в специальных резервуарах неподалеку от могил. Тысячелетия спустя в них находили остатки белья, керамические сосуды с содой, гробы и другие предметы, необходимые для мумификации. Здесь же находились столы, на которых древние египтяне проводили бальзамацию. Некоторые из них были пропитаны содовым раствором и имели характерный наклон для облегчения дренажа органов умерших. Рядом со столами находились канонические кровати, такие же, как в гробнице Тутанхамона, на которых древние египтяне проводили перевязку мумий. Эти кровати были сделаны из дерева, украшенного резьбой, а их ножки напоминали фигуру льва.

Мумификация и социальный статус

В древних документах описываются три способа мумификации. Все они были напрямую связаны с социальным статусом умершего, что, соответственно, отражалось на цене за эту услугу. Самое дорогая процедура бальзамирования проводилась с телами умерших из высших слоев общества. Она заключалась в удалении мозга через ноздри, которые считались органом, не имеющим особенного значения. Образованные при этом отверстия закрывались пчелиным воском. Живот умершего разрезался сбоку, откуда доставали кишечник, печень, желудок, желчный пузырь, сердце и легкие, которые затем промывались пальмовым вином, помещались в ритуальных сосудах с бальзамом — канопах, покрывались фигурками бога Хора и укладывались рядом с мумией. Брюшная полость заполнялась ароматическими веществами — корицей и молотой благовонной смолой — миррой. После этого разрез закрывался, а тело помещалось в содовую ванну. По истечении месяцев тело обмывалось от накопившихся солей и оборачивалось бинтами, пропитанными гуммиарабиком. На каждом из них записывались молитвы к защитным божествам и помещались амулеты и священные символы — всевидящий глаз Хора и жук скарабей, защищавшие тело в потусторонней жизни. Амулеты укладывались в области сердца, которое древние египтяне считали центром мыслей и эмоций.

Наконец, лицо умершего покрывалось маской, которая максимально точно передавала черты его лица, после чего тело помещалось в красиво и богато украшенный саркофаг.
Процесс мумификации египтян среднего класса был менее дорогостоящим, и, по свидетельствам записей тех лет, в брюшную полость умершего этой категории вводились инъекции древесной смолы без удаления внутренностей. После этого тело держали в содовой ванной, во время которой из него выходила инжектированная смоляная жидкость, обеспечивающая чистоту внутренней полости.
Следующий вид мумификации для бедных состоял из опустошения брюшной полости умершего и его последующего сохранения в ванной с натроном. Греческий историк Диодор-де-Сицилия описывал в своих трудах, что самой высокой ценой из всех трех видов мумификации был серебряный талант, второй по стоимости была монета из 20 мин и третьей — совсем мелкая монета, название которой не указывалось. Древние письмена рассказывают, что так называемые бальзамировщики пользовались большим уважением в Стране Нила и получали те же почести, какие воздавались египетским священникам. Саркофаги, в которых захоранивались мумии, отличались друг от друга по форме и декорациям в зависимости от исторического периода Египта. Какое-то время они были прямоугольными. На внутренней стороне гроба, слева от головы умершего египтяне рисовали глаза Гора, защищавшего тело в потусторонней жизни. На нижнюю часть гроба наносилось изображение двери для облегчения выхода духа усопшего и его доступа к пище и приношениям, которые помещались в гробницу. В египетском царстве саркофаги красиво украшались, так же как и мумии, на лица которых надевались маски с идеальными чертами лица.

Священные животные

Процесс мумификации в Древнем Египте включал и животных, связанных с египетскими богами. Среди них — сокол как воплощение бога Гора, кошки, связанные с богиней Бастет и быки как воплощение бога Аписа. В храмах богини Хатхор почитались коровы, в святилищах древнеегипетского бога Собек — крокодилы, а в молельне Анубиса — шакалы и собаки.

Мумификации подвергались также и змеи, рыбы, летучие мыши, скорпионы, рептилии, мыши и даже яйца птиц, хотя никто не знает точно, какую функцию они выполняли после их бальзамирования.
В 2001 году была найдена первая мумия льва в гробнице кормилицы фараона Тутанхамона, расположенной к югу от Каира. Несмотря на то, что лев считался священным животным в египетской цивилизации, до этого момента не было обнаружено ни одной мумии этого хищника.
Крупнейшее древне-египетское кладбище Бубастис, посвященное богине Бастет, стало убежищем 300 тысяч мумифицированных кошек. На кладбище Саккара, посвященном богу Тоту, было найдено около миллиона мумий ибисов и павианов — ярких представителей цивилизации Древнего Египта.
Мумификация животных преследовала и другие цели. Так, бальзамированных домашних питомцев часто хоронили в одной могиле с их владельцами, создавая для них специальные саркофаги.
До последнего времени мумии животных не подвергались детальному изучению, поскольку их скелеты отличаются такой хрупкостью, что рассыпаются при малейшем контакте. На сегодняшний день наилучшим способом их исследования являются рентгеновские лучи, позволяющие сделать вывод, что египетские животные не проходили тот же процесс бальзамации, что и человеческие мумии. Во многих случаях их внутренние органы не удалялись, а лишь высушивались содой, после чего их тела оборачивались льняными бинтами. В отдельных случаях животным вводили определенные разбавители для уничтожения внутренних органов, без необходимости их удаления. После перевязки бинтами, мумии щедро украшались перед захоронением, часто с помощью гипсовой маски с золотыми деталями.
Ибис — священная птица, связанная с богом Тотом, которую все еще можно встретить в окрестностях Нила, была для египтян божеством письма, мудрости и покровительницей писцов. Ученые утверждают, что при сравнительном анализе современных ибисов с найденными мумиями и рисунками, сделанными в древней египетской культуре, можно сделать вывод, что за 5000 лет их вид совсем не изменился.

Египтяне стали первыми людьми, приручившими кошек в качестве домашних питомцев. Первое письменное упоминание об этих животных датируется 2100 г. до н. э. Считается, что одомашненные дикие кошки являются предшественницами современных представителей семейства кошачьих. Во время недавнего рентгеновского изучения 53 мумифицированных кошек в Британском музее было обнаружено одно любопытное явление: 44 из них были котятами до 1 года. Это навело ученых на мысль о возможном бизнесе по разведению этих животных, в котором они поддерживались в живых, пока не приобретали внешний вид взрослой кошки и уже не могли быть проданы. Интересно, что бинты на них располагались специальным образом, чтобы создавалась видимость сидячего положения.

Путешествие в потусторонний мир

Огромная важность, которую египтяне придавали душе умершего после мумификации, заставляла их совершать обряд похорон с предельной точностью. Забальзамированное тело помещалось в
саркофаг, вслед за этим последний путь покойного сопровождался процессией на борту похоронной лодки, пересекавшей Нил к месту захоронения на западном берегу реки. Египтяне считали, что именно здесь находилось царство мертвых, так как на этой стороне заходило солнце. В лодку помещались различные предметы домашнего обихода, которые могли пригодиться покойному в потустороннем мире. Погребение самых богатых египтян сопровождалось мебелью, посудой, украшениями, оружием и продовольствием. Среди всего прочего на борту находились «Ushabtis» — фигурки, призванные служить покойному в другой жизни. Самые дорогие из них изготавливались из лазуревого камня, более дешевые — из дерева или камня. Многие «Ushabtis» были мужскими фигурками с плугом и мешком на спине. Существуют могилы, в которых находили до 365 «Ushabtis», каждый из которых соответствовал одному дню в году, а в гробницах фараонов можно было найти и большее количество этих фигурок. В кормовой части лодки размещалась одна из глав «Книги мертвых».
Среди самых известных похоронных обрядов древних египтян было «открывание рта», которое проводилось непосредственно перед захоронением. Это делалось для того, чтобы мумия могла восстановить свои жизненные силы и чувства. Этот ритуал проводил священник, одетый в шкуру леопарда и находившийся перед мумией у дверей гробницы.

Анубис — божество с головой шакала и телом человека — был стражем некрополя в Древнем Египте, проводником умершего в загробный мир и присутствовал во время мумификации. Поэтому для выполнения ритуалов в процессе бальзамирования священники надевали маску шакала, тем самым принимая образ Анубиса. Чтобы умершего признали в другой жизни, на поверхность бинтов помещалась маска с идеализированным портретом человека. Маски фараонов изготавливались из золота и лазурита. Согласно мифам, плоть богов был сделана из золота, волосы —из лазурита, а кости — из серебра, очень дефицитного материала в Египте.
Умерший должен был ответить на вопросы суда Осириса. Этот обряд египтяне считали моментом Страшного суда, который проводился в Зале Двух Истин. Во время этого ритуала определялось, был ли умерший готов пересечь подземный мир, полный опасностей, и добиться своего прибытия в рай. Для этого Анубис взвешивал сердце покойного, таким образом проверяя вес накопленных грехов. Если оно было легче, чем перо истины, человеку была уготована вечная жизнь. В противном случае, сердце бросали на растерзание монстру Аммиту, считавшемуся Пожирателем мертвых. Вот почему весь процесс, связанный с мумификацией, и рисунки похоронных ритуалов появляются во многих документах как наглядная демонстрирация сцены Страшного суда.

Современная путаница с известными мумиями

Мумификация позволила нам ближе познакомиться с историей самых знаменитых фараонов Древнего Египта, таких далеких во времени. В историческом музее в Каире выставлены экспонаты около 27 королевских мумий и некоторых из их ближайших родственников. Среди них находятся останки фараонов Таа II Секененра, Аменхотепа I, Тутмоса II, Тутмоса III, Тутмоса IV, Сети I, Мернептаха, Рамзеса II, Рамзеса V, цариц Маритамун (первой дочери Рамзеса и Нифертити), Неджмет и Хеннутави.
Однако сегодня некоторые ученые считают, что при идентификации некоторых из мумий произошла ошибка. По мнению историков, к этому привело массовое разграбление гробниц во времена династии XXI (около 1000 до н.э.), вызванное экстремальной бедностью египтян. Такие знаменитые захоронения фараонов, как Некрополь и Долина царей в Фивах, также стали жертвами грабителей. В документах рассказывается, что, глядя на сложившуюся ситуацию, священники Фив переместили королевские мумии в различные надежные убежища, хотя иногда при этом терялась вся окружающая фараонов утварь, в других случаях мумии должны были быть повторно перевязаны, и, как полагают историки, во время транспортировки произошли ошибки с их идентификацией. Это объясняет тот факт, что на крышках отдельных гробов было найдено сразу несколько королевских имен, некоторые из которых были перечеркнуты, а рядом с ними были написаны другие.

foto01 foto02 foto03 foto04 foto05 foto06 foto07 foto08 foto09 foto10 foto11 foto12 foto13 foto14 foto15 foto16 foto17 foto18 foto19 foto20 foto21 foto22 foto23 foto24 foto25 foto26 foto27 foto28 foto29 foto30 foto31 foto32 foto33 foto34 foto35 foto36 foto37 foto38 foto39 foto40 foto41 foto42 foto43





Добавить комментарий