Тмутаракань – мифический город

Исследователи на протяжении столетий пытаются найти исчезнувшие города, которые упоминаются в письменных памятниках культуры. До сих пор ученые не оставляют надежду отыскать легендарный город-замок короля Артура Камелот. Продолжительное время ведутся споры о загадочной столице древнерусского княжества городе Тмутаракань, который по официальной версии русских историков возник в X веке на Таманском полуострове на месте эллинского города Гермонасса, входившего во владения Хазарского каганата.

Между тем, некоторые представители науки утверждают, что Тмутаракань является выдумкой, необходимой зацепкой для того, чтобы русская держава смогла доказать свою причастность к истории Северного Причерноморья и получить возможность продвигаться к морю.

В качестве доказательств представлены древние географические карты X – XII веков, на которых нет обозначения загадочного русского княжества. С 889 года все Северное Причерноморье принадлежало печенегам, с 1054 года – кыпчакам, территория от Дона до Волги была заселена хазарами, а на Таманском полуострове в те времена проживали черные болгары.

Противники официальной версии существования Тмутаракани считают, что в 965 году, после распада каганата город Гермонасс, переименованный в Таматарх, совершенно непостижимым образом перешел во владения Руси и стал называться Тмутаракань. В XII веке загадочное княжество прекратило существование.

С 30-х годов минувшего столетия на месте древнего города начались археологические раскопки, в результате которых были обнаружены развалины большого каменного здания, каменные жилые дома и хозяйственные ямы, выполнявшие функцию зерновых хранилищ. В одном из подобных углублений даже сохранились зерна пшеницы и ячменя.

Кроме того, при раскопках были обнаружены предметы, принадлежавшие византийской культуре, гуннскому, хазарскому, генуэзскому и крымско-татарскому периодам, артефактов, которые могли бы указать на существование Тмутаракани, обнаружено не было.

Упоминание древнего города встречается в памятнике древнерусской литературы «Слово о Полку Игореве», однако по мнению некоторых исследователей «Слово» также является мистификацией графа Мусина-Пушкина, который вовсе не находил рукопись среди других бумаг, а придумал произведение сам.

Версии о возможности подделки не раз выдвигали русские и французские исследователи.





Обсуждение закрыто.